Грудничковое плавание как средство физического развития детей до 1 года.

 Грудничковое плавание  как средство физического развития детей до 1 года.


Инструктор ЛФК Педиатрического центра «Роддома на Фурштатской», 
кандидат педагогических наук Петракова Татьяна Викторовна


Очень важным для родителей и специалистов в области педиатрии  является здоровье и физическое развитие ребенка. Одним из доступных и естественных средств физического развития малышей до 1 года является гидрокинезотерапия  (грудничковое плавание).
 Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) – физические упражнения в воде  характеризуется позитивным сочетанием релаксации, кинезотерапии и аквамассажа. Эффект от плавания и упражнений в воде обусловлен физическими свойствами воды. Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны:
Плотность воды превышает плотность воздуха более чем в 800 раз и является основной причиной высокого сопротивления движению тела ребенка в воде. Понимание данного факта важно, как при дозировке отдельного упражнения, так и при общем времени занятий с ребенком в условиях водной среды.
- Теплоnроводность и теплоемкость  воды во много раз превышает теплоемкость и теплопроводность воздуха. Это активизируют биохимические процессы организма, связанные с выделением тепла, которые еще больше усиливаются  благодаря мышечной деятельности. При одной и той температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине вода рассматривается, как весьма сильное закаливающее природное средство. Очень важно при закаливании малыша подобрать индивидуальную температуру для грудничкового плавания, которые зависят от веса ребенка, его адаптацией, состоянием мышечного тонуса, этапом занятий плаванием, а так же индивидуальными предпочтениями ребенка
- Плавучесть тела - это состояние тела в воде, на которое, согласно закону Архимеда, действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной жидкости. Ребенок при погружении в воду теряет в массе столько, сколько весит вытесненная им вода, что  снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Данный факт имеет значение при ортопедических проблемах, так как при некоторых исходных положениях осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат  в воде незначительная.
- Сопротивление воды при плавании, а конкретно сопротивление формы тела пропорционально квадрату скорости движения в воде на поперечное сечение тела. Даже при небольшом увеличении скорости тела при проводке ребенка в вертикальном или полувертикальном положении значительно увеличивается сопротивление воды, что заставляет прилагать максимум усилий, и вызывает быстрое утомление. Понимание этого позволяет варьировать нагрузку на ребенка, исходя из задач и этапа занятия.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Движение ребенка  в воде  вызывают изменения в деятельности его органов и систем организма, а именно: 
Со стороны сердечно - сосудистой системы. 
- в горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы; 
- пребывая в состоянии гидростатической невесомости, воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено; 
- ритмичное сокращение больших групп мышц (в сочетании с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами) приводит к улучшению кровообращения и дыхания; 
- усиленное присасывающее действие грудной клетки (форсированное дыхание), давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей, увеличению кровенаполнения сосудов органов грудной клетки, облегчая приток венозной крови к сердцу. 
Так, благодаря занятиям плаванием происходит укрепление сердечной мышцы.

Со стороны нервной системы. Гидростатическое давление воды воздействует на точки акупунктуры и зоны, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему.

Опорно-двигательный аппарат. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки в следствии мышечной ассиметрии, способствует восстановлению двигательных функций.

Обмен веществ. Из-за высокого сопротивления воды на метр проплыва  расходуется в 4 раза больше энергии, чем при движении на суше. 
При плавании температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50 - 80 % тепла больше, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха).

Грудничковое плавание повышает сопротивляемость организма к воздействию температурных колебаний воздуха, закаливает ребенка, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям. 

Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при:
1. Задержке и отставании в психомоторном развитии различного происхождения;
2. При синдроме повышенной возбудимости и мышечной гипертонии;
3. При синдроме угнетения ЦНС и мышечной гипотонии;
4. При снижении и отсутствии безусловных рефлексов;
5. При синдроме повышенного внутричерепного давления (без упражнения на погружение);
6. Как метод закаливания организма ребенка; 
7.   Как средство способствующее разработки и формированию    тазобедренных суставов.

Однако,  противопоказаниями  к грудничковому плаванию,  являются:

1. Заболевания кожи;
2. ОРЗ, вирусные и другие инфекции в активной фазе;
3. Судороги;
4. Нарастание внутричерепной гипертензии
5. Ограничениях со стороны  лечащих  врачей – педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда и др.
           
Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются:
 
1.    Учет индивидуальных особенностей ребенка (возраст, вес, неврологический статус, реакцию на занятие). Перед началом закаливаний грудничковым плаванием и закаливанием лучше проконсультироваться с врачом;
2.    Необходимо соблюдать принцип постепенности, который заключатся в постепенном наращивании нагрузки и внесения новых упражнений, а также постепенном снижении температуры воды;
3.    Систематичность проведения занятий (не менее 4-х раз в неделю);
4.    Занятие проводиться тогда,  когда у ребенок сыт и не хочет спать;
5.    Работать с ребенком нужно в спокойном, уверенном состоянии, так как ребенок чувствует страх  и настроение взрослого. Важно не вызвать у малыша переутомление и недоверие к воде.

Исходя из всего выше сказанного, обращаем Ваше внимание, что в занятиях грудничковым плаванием с малышом недопустимо делитантство, так как дозировка, направленность упражнений, температурный режим очень индивидуальны для каждого ребенка и требуют консультации и сопровождения специалиста в данной области. 
Помимо всего сказанного, наша позиция в данном вопросе обусловлена тем, что  вместе с решением профилактических и реабилитационных задач, благодаря тесному общению с ребенком посредством воды, открывая перед ним «водный» мир, мы способствуем лучшему пониманию родителями своего ребенка. В результате чего более ярче и насыщеннее проявляется материнство и отцовство, и в свою очередь, устанавливается  доверительное отношение ребенка к родителям.


На более конкретные и индивидуальные  вопросы мы готовы ответить при обращении в Педиатрический центр на ул. Фурштатской.


Здоровья Вам и Вашим детям!
Наш детский педиатрический центр ждёт Вас